Верхом На Ките / Whale Rider Новая Зеландия, 2003
Режиссёр: Ники Каро (Niki Caro)
В ролях: Кейша Касл-Хьюз (Keisha Castle-Hughes), Роури Паратин (Rawiri Paratene), Вики Хотон (Vicky Haughton), Клифф Кёртис (Cliff Curtis).
«Пап, а почему в книжках о приключениях главный герой — всегда мальчик, а девочка только ему помогает?». Папа — писатель и уроженец Новой Зеландии — вместо ответа придумал для дочки историю, в которой главная героиня — девочка.
У маорийцев одной прибрежной новозеландской деревушки с китами особые отношения. По легенде, один из китов спас основателя их рода — Пайкеа. Вот уже тысячу лет старший сын вождя получает при рождении это имя, а с достижением зрелости — власть над своим племенем. Но на дворе 21 век: традиции теряют своё значение и молодое поколение маорийцев предпочитает жить по-своему, забыв о национальных обычаях.
В семействе старого вождя трагедия. Его невестка умерла во время родов и долгожданный внук-наследник так и не появился на свет. Из двух детей-близнецов выжил наименее желанный — девочка, а старший сын наотрез отказался жениться на другой, и вообще покинул родительский дом. Пайкеа (девочка всё-таки получила это имя) остаётся с бабушкой и дедушкой. Вождь привязан к внучке, но не настолько, чтобы признать в ней будущую предводительницу и обучить её премудростям, которыми испокон веку владели только мужчины.
Ясно, что мужской шовинизм должен быть посрамлен. Ирония судьбы заключается в том, что пока отважная героиня фильма исправно делала то, что по маорийским традициям девице делать никак не полагается, а режиссёр всё это снимал, маори — настоящие маори — истово молились богам и предкам, чтобы те не покарали их за такое кощунство.
И всё же фильм мне понравился. Он совсем не пошлый, захватывающий и на удивление реалистичный. Древние обычаи маори полны смысла и экспрессии — на их фоне нынешняя жизнь племени особенно удручает своей бесцельностью. Колоритный вождь и старейшины, его жена — женщина добрая, но с характером, непослушный старший сын и бесхребетный младший — все актёры выглядят очень достоверно. Что же касается главной героини, то, по словам продюсеров, им пришлось просмотреть около 10 тысяч школьников, прежде чем они нашли 12-летнюю Кейшу Касл-Хьюз, которая сыграла строптивую девочку-подростка ярко и правдиво.
А ещё в фильме царит музыка Лизы Джеррард — глубокая и суровая как океан, на берегу которого воплощается древняя легенда…
* * *
Осама / Osama Афганистан, 2003
Режиссёр: Сиддик Бармак (Siddiq Barmak)
В ролях: Марина Голбахари (Marina Golbahari), Ариф Херати (Arif Herati), Зубаида Захар (Zubaida Sahar).
Действие фильма Osama происходит в Афганистане в разгар правления режима талибов. По законам шариата женщине запрещено не только работать, но и выходить на улицу без сопровождения мужчин — родственников. В семье главной героини — 13-летней девочки — мужчин нет. Остались лишь мама и бабушка, отца и дядю убили на войне. Мать лишилась работы в госпитале после прихода талибов. Теперь остаётся только умереть с голоду.
«Надень на мужчину паранджу — и он будет выглядеть как женщина. И наоборот.» Слова бабушки становятся руководством к действию. И вот, остриженная и одетая в мужскую одежду, наша героиня становится мальчиком. Мальчиком, с которым мать может безбоязненно появляться на улицах. Мальчиком, который заработает скудное пропитание для семьи. В отличие от новозеландской ровесницы, Осаме (так зовут теперь девочку) вовсе не хочется выполнять мужские обязанности — она боиться кары талибов, но выбора у неё нет.
С этого момента зрителя, если сердце у него не каменное, а нервы — не железные, гложет только одно: как долго продлится обман, и раскроют ли талибы тайну Осамы? Для особо чувствительных скажу, что история, вопреки ожиданиям, заканчивается не самым худшим образом. Возможно, режиссёр даже демонстрирует нам этакий афганский хэппи-энд?
Как будто и впрямь что-то хорошее может ожидать девушку в этой жестокой, истерзанной и разорённой, несчастной стране…