Витраж: сквозь разноцветное стекло
Рекламно-информационная статья для глянцевого журнала в рамках рекламной кампании студии стеклодизайна.
Сейчас уже неважно, кто первым додумался посмотреть на солнце сквозь цветное стекло — то ли древние египтяне, то ли ранние христиане. Как бы то ни было, из солнечных лучей и разноцветных стёклышек наш гениальный прародитель сотворил чудо — витраж.
Искусствоведы утверждают, что уже в Х веке мастера изобрели ту самую технологию изготовления витражей, которая используется до нашего времени. Но развернуться по-настоящему художники смогли лишь в эпоху позднего средневековья, когда строились знаменитые соборы. Случилось так, что новая архитектура храмов не оставила места для монументальных фресок — слишком большую площадь стен стали занимать окна. Единственно возможный выход оказался очевидным как всё гениальное. Каменные переплетения окон укрепили свинцовыми полосками, между которыми и вставили кусочки разноцветного стекла.
Грандиозная идея требует качественного исполнения. Лучшие средневековые витражи — это триумф эстетической мысли и цеховых традиций того времени. Древние мастера, составляя витражные полотна, обходились без кистей и красок, роль линий выполняли укрепляющие свинцовые прожилки. Сперва использовали только красное и синее стекло, позже картины заиграли жёлтым и зелёным, сиреневым и оражневым.
Даже нашего современника завораживает откровенная красота громадного стеклянного полотна, которое преобразует солнечный свет в таинственное мерцание кое-где вспыхивающее яркими красками. А теперь представьте 3000 (три тысячи!) квадратных метров разноцветного стекла с сюжетами на религиозные и бытовые темы — таковы витражи в Шартрском соборе. Этот витраж — не только произведение искусства, это — волшебный фонарь, чудесные картинки которого отражали трогательную в своей наивности мечту о лучшем мире и отвлекали от каждодневных страданий убогой жизни.
В следующие века искусство средневековья презрительно обозвали «готическим» и стали тешить свой эстетический вкус классическими пропорциями. Нет, витражи не исчезли совсем, но их бескомпромиссная красота плохо гармонировала с пышностью барокко, чрезмерностью рококо и ясностью ампира. Потому витражи потеряли свою монументальность и из центральных залов переместились в укромные кабинеты.
В середине 19 века европейцы вдруг прозрели и вновь увидели красоту в презираемой до той поры готике. Художники-прерафаэлиты стали идеологами возвращения традиционных витражей, то есть кусочков разноцветного стекла, заключённых в свинцовый переплёт, а не просто раскрашенных прозрачных стёкол, этих псевдовитражей, которые были общеприняты последние три столетия.
Но настоящее возрождение витража связывают с именами Джона Ла Фаржа и Луиса Тиффани. Эти американские художники и бизнесмены не только смогли воспроизвести старинную технологию и придумать новые методы оплёта стекла, но и сделать витражи модной тенденцией. Их особой гордостью стало опаловое стекло, которое имитировало средневековое, с пузырями, затемнениями и неоднородным цветом. Именно эти изъяны обеспечивали особое преломление лучей света и создавали эффекты, характерные для настоящего оригинального витража.
В 20 веке модернисты полюбили витраж за его откровенную чувственность и создали свои образцы, полные страсти и изящества. А позже художники-монументалисты в своих работах вовсю использовали свойство витража выглядеть торжественно и грандиозно.
Именно эта многогранность витража позволяет современным дизайнерам использовать его и для оформления больших площадей: универмагов, ресторанов, клубов; и для квартирных интерьеров: гостиных и спален, ванных комнат и кабинетов. Сегодняшние мастера витражного дела вооружены современными технологиями и памятью прошлых веков. Они готовы создать монументальную композицию или камерное произведение искусства — всё зависит от Вашего желания.
Работы » Копирайтинг (пресса)